Пиратство нашего века – это создание копии и ее продажа, а в некоторых случаях перепродажа легально приобретенной копии.Интернет-пиратство широко распространено во многих странах, в т.ч. в России, Китае, Бразилии, Мексике, Индонезии, Вьетнаме. В лидерах этого малопочетного списка и тусуется и наша держава.
Так, в чем причины разгула комп-пиратства, вообще, и Интернет-пиратства, в частности, в родной Украине? Эксперты полагают, что прежде всего причина – экономическая: цены на диски монополистов-правообладателей, неоправданно завышены (из-за слишком высокой нормы сверхприбыли). Кроме того, то, что в богатой Европе сравнительно недорого, для нас – весьма ощутимо. И что же? Мы такие «пиратские», потому что бедные?
Однако вот интересный пример из «их» жизни. Группа Radiohead (Великобритания) выпустила новый альбом In Rainbows и выложила его на своем сайте. Скачать его можно было бесплатно. Однако сотни тысяч любителей файлообмена предпочли скачивать In Rainbows не на сайте группы, а привычным способом – через P2P-каналы. Вывод: пользователи занимаются файлообменом по привычке, а не для того, чтобы сэкономить деньги. Файлообменщики не знают о существовании сайта Radiohead, зато им привычен ресурс BitTorrent.com, которым пользуются ежедневно. Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыки.
Как видим, все мы немножко пираты. Ведь скачать долгожданный альбом в Сети проще, быстрее и дешевле, чем идти в специализированный магазин и приобрести его за деньги. Просто мы – как бы пираты-любители. Мы используем ворованный контент, но им не торгуем.
А что же родные Интернет-пираты-профи? Ведь Интернет – могильщик «сидюков» и «дивидишек». Уже очень скоро Сеть станет поистине Глобальной аудио-видеотекой и Всемирным супермаркетом, где продается буквально все. Но… неистребима любовь людская к халяве. Ведь это рыбы ищут, где глубже, а человеки – где дешевле!
Вот эту-то нашу пагубную страсть и эксплуатируют Интернет-пираты вовсю: воруют чужое и продают за копейки, но много!!! Используя чужую интеллектуальную собственность. Причем не открыто грабят, как их идейные прадеды, а исподтишка, как мелкие воришки на одесском Привозе.
Однако это мелкое воровство далеко не мелкое в мировом масштабе. Эксперты оценивают ежегодные потери только мирового кинематографа от Интернет-пиратства в 6 миллиардов долларов. А ведь еще есть произведения литературные, программы компьютерные и гигабайты радости для PC-геймеров. Терпение правообладателей уже на пределе. И вот в ряде европейских стран и США готовится специальное законодательство, обязывающее Интернет-провайдеров поставлять информацию о незаконном скачивании. Иными словами, «стучать» на клиентов. Провайдеры делать этого не торопятся – свои доходы ближе к телу, а еще демократия и всякое такое.
Европа настроена радикальнее. Ее Интернет-продвинутые страны, а также Россия решили ужесточить политику «кнута». В Германии с января 2008 года за скачивание музыки и фильмов из Сети можно «загреметь» до 5 лет. Даже если владелец блога размещает видеофильм о своем отпуске, сопроводив его популярным хитом, то прежде ему нужно купить права на использование песни.
Франция, при поддержке президента Николя Саркози, намерена провести закон, позволяющий отключать местных пиратов-интернетчиков от Сети. В Англии планируют ввести уголовную ответственность вместо административной для тех, кто делает «экранные» версии фильмов, снимая их на камеру в кинотеатре. Согласно статистике, 9 из 10 пиратских фильмов на рынке сделаны именно таким способом, а многие популярные фильмы появляются в P2P-сетях еще до своего официального релиза. С 1 января 2008 года вступила в силу IV часть Гражданского кодекса России, обещающая серьезно изменить правила игры на рынке медийной продукции. А пока в цифровом формате (мобильная связь и Интернет) доля музыкального контрафакта достигает 90-95%. И если мобильный контент сегодня в основном распространяется легально, то большинство музыкальной продукции, выложенной в сети, носит незаконный характер.
А что же в Украине? В комментарии для нашего журнала заместитель председателя Госдепартамента интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины Валентин Чеботарев подчеркнул (языком оригинала): «Держдепартамент не стоть осторонь цього питання. Ми вважамо, що нормативне регулювання дяльност в мереж ¶нтернет повинно бути впроваджене на мжнародному рвн. Т мжнародн зобов’язання, що снують стосовно цього питання, Украна викону. Розумючи важливсть актуальнсть питання проявв пратства в ¶нтернет ми придналися до двох договорв Всесвтньо органзац нтелектуально власност (ВО¶В) – Договору ВО¶В про авторське право Договору ВО¶В про виконання фонограм. Ц документи вдом як ¶нтернет-договори». Далее Валентин Павлович справедливо замечает: « Одним з найефективнших шляхв подолання проблеми ¶нтернет пратства може бути тсна спвпраця правоволодарв, Державних органв та осб, що надають доступ до мереж ¶нтернет».
Еще один «государев человек» Алексей Матвиенко, начальник управления сборов авторского вознаграждения Украинского агентства по авторским и смежным правам:
«В нашем реальном пространстве хватает нарушителей авторских прав, до которых, к сожалению, у нас руки не доходят». Если государственный телеканал не выплачивает авторам вознаграждение, то какой там еще виртуальный Интернет? В Европе только Украина и Андорра так грубо нарушают авторские права.
К Интернету обращаются, когда не могут найти понравившейся музыки на дисках или когда лицензионный диск стоит долларов 30. Если подсчитать все гаджеты на руках, на которые можно закачать файлы, и то, сколько фактически продается музыки, можно представить тот объем, который закачивается из Сети.
Легализация скачивания музыки из Интернета, строго говоря, - это проблема смежных прав. Ни одна украинская компания не может купить права на музыку мировых исполнителей. Оказывается, легальной работе украинских компаний мешают «крутые» правообладатели. Право легального входа на рынок стоит до 1 миллиона долларов, который не могут гарантировать им украинские компании. Остается одно – работать нелегально или полулегально. Кроме того, сегодня пиратам более выгодно торговать видеофильмами, а не аудиофайлами.
Показательна история первого в Украине легального проекта www.MP3.ua . Честный и законопослушный проект – рвут на части крупные интернациональные мейджоры, пусть и руками отечественных наемников. Зато, минимум дюжина, популярных файлопомоек процветает и укрупняется, добавляя в список закачки произведения, еще не попавшие на легальные прилавки.
По мнению эксперта, нужен компромисс, разумное сочетание политики «кнута и пряника». Только, учитывая реалии – в это слабо вериnся. Раз в Украине воруют контент и душат первые ростки честного бизнеса, кто-то это здорово лоббирует. Тратит деньги. Кто? Наверное, тот, кто тормозит действие соответствующих законов, введением реального антипиратского прессинга, ограничиваясь опереточным истреблением очередной тонны дисков перед камерами теленовостей. И зарабатывает свои миллионы, старым флибустьерским ремеслом.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР: В Германии - представители Партии зеленых и Европейского свободного альянса, заручившись поддержкой некоторых мировых знаменитостей, стали пропагандировать файлообменные сети. Чтобы доказать, что кража и копирование фильмов — разные вещи, активисты запустили интернет-акцию.Кампания в поддержку свободной загрузки из Интернета музыки и видео проходит под девизом «I Wouldn’t Steal» («Я не буду красть»).Представители европейских партий разместили в сети ролик под таким названием. В нем артисты заявляют, что не будут воровать сумочки, машины, телевизоры и собак, но будут загружать фильмы из сети.Сюжет видео является пародией на ролик Американской кинематографической ассоциации «Пиратство — это преступление», в котором загрузка фильмов из Интернета приравнивается к тяжким проступкам.Известный файлообменный сервер Pirate Bay уже отреагировал на инициативу европейских политиков и смени л логотип на стартовой странице.